Чем больше света мы зажжём в душе ребёнка, тем меньше в ней будет тьмы…
Домашняя страница Написать письмо Карта сайта
Видеостудия «Кино-ОТРОК»







Кинотерапия в действии (статья Блиновой М.А)

 

 

Уже в течение девяти месяцев в ГБООУ «Медновская санаторная школа-интернат» действует проект «Кинотерапия», руководителем которого является Региональная общественная организация «Дети – детям».

Целью Проекта является реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей и подготовка их к семейной жизни средствами кино.

Проект направлен на выполнение следующих задач:

- реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из неблагополучных семей средствами кинотерапии;

- моделирование у детей подобного контингента образа полной семьи, семейных ценностей, ответственного родительства средствами кино;

- закрепление у детей подобного контингента установок на создание полной семьи;

- формирование устойчивых семейносберегающих поведенческих алгоритмов средствами медиатворчества;

- обобщение и распространение опыта работы средствами кино с детьми подобного контингента.

Актуальность Проекта. В Медновской санаторной школе-интернате обучаются дети, которые оказались в трудной жизненной ситуации: дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, находящиеся на длительном лечении и тем самым лишенные общения с родителями. Несмотря на то, что в школе-интернате созданы условия, приближенные к жизни в семье, данная категория детей нуждается в воспитании принципов и законов семейной жизни.

Кинотерапия – это метод групповой работы. Он может быть использован как в качестве  средства самопознания и раскрытия внутренних резервов личности, так и средства  эффективной саморегуляции.

Участники целевой группы кинотерапии:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети, находящиеся на длительном лечении и лишенные частого общения с семьей;

В соответствии с целью и задачами Проекта в рамках Школьного кинозала два раза в месяц проходит просмотр и обсуждение фильмов семейного содержания. Воспитанники под руководством координатора отбирают фильмы для просмотра, готовят вопросы для обсуждения, создают киноафиши.

В ходе работы просмотрен ряд  фильмов и мультфильмов семейного содержания. Среди них широко представлены как отечественные кинокартины и телефильмы отечественные (произведённые в СССР и в современной России), так и зарубежные; очень много экранизаций отечественной и зарубежной детской классики. Деятельность Детского кинотеатра началась 19 апреля 2014 г.

В программе первого просмотра был предложен художественный фильм «Сказка о звездном мальчике» (по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда», реж. Л. Нечаев, 1983 г., СССР). Перед просмотром фильма была подготовлена и  проведена беседа о фундаментальных ценностях, ценности матери и ребенка. Это было сделано с целью выявить начальное восприятие детей обсуждаемой темы. После просмотра фильма со зрителями прошло обсуждение поведения героев фильма и составлена модель отношения матери и ребенка. До детей была доведена мысль, что независимо от материального положения членов семьи их связывают незримые семейные нити любви и взаимопонимания.

Художественный фильм «Моя мама – Снегурочка» (реж. Р. Барабаш, 2007 г., Россия—Украина). В беседе перед просмотром фильма была поднята проблема сиротства детей, выявлено отношение детей к поставленной проблеме. После просмотра говорили об одиночестве главных героев, о сложностях на пути к счастью. Особенно понравилось воспитанникам, как главная героиня (Елена) отказывается от материального благополучия ради ребенка-сироты (Степашки). Особенно трогательными показались сцены фильма, когда главная героиня ищет мальчика, не веря в его смерть,  а также сцена встречи. В беседе дети поняли, что два одиночества могут встретиться и найти друг друга, тем самым обретя счастье семьи.

Телеспектакли из цикла художественно-постановочных программ для детей «Сказки и истории», подготовленные семейным образовательным каналом «Радость моя» (3 видеодиска, реж.-пост. М. Устинова, А. Чижов, 2010 г., Россия). Перед просмотром было выявлено, как дети понимают отношения в семье, между родителями и детьми, братьями и сестрами. После просмотра говорили о тех ценностях, на которых зиждется семья: взаимная поддержка, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям, послушание, доброта.

Мультфильма «Сказание о Петре и Февронии» (реж. Н. Михайлова, 2008 г., Россия). Перед просмотром задумались о взаимоотношениях мужа и жены, на каких законах они должны строиться. После просмотра, во время обсуждения, пришли к выводу, что Петр и Феврония показали друг другу в своей любви и верности пример семейного счастья. Настоящая семья, какие бы испытания не переносила, через них только укрепляется. Так и в этом мультфильме Петр, потеряв все, сохранил любовь…

Телевизионный фильм «Балетные туфельки» (по одноименному роману Н. Стритфилд, реж. С. Голдбахер, 2007г., Великобритания). Перед просмотром обсудили вопрос совместного проживания детей, оказавшихся без попечения родителей. После просмотра говорили о девочках, которые, оставшись сиротами, были удочерены дядей Мэтью и стали сестрами. Обсуждали то, что девочек разных национальностей объединила семья, в которой все стояли друг за друга в трудных жизненных ситуациях. Воспитанникам были близки и понятны сцены, когда девочки приходят друг другу на выручку, также с целью сохранения семьи идут работать. Особенно поучителен финал фильма: счастье возможно только в семье, пусть она будет и не родной.

Художественный фильм «Таинственный сад» (по произведению Ф. Бернетт, реж. А. Холланд, 1993 г., США).  На обсуждении говорили о том, насколько несчастен ребенок, лишенный материнской ласки и силы отца. Но как бы сурово не обходилась судьба с маленьким человеком, в его сердце всегда остается маленькая дверца, за которой живет счастье. Обсуждали то, что сила любви к отцу и желание ответных чувств способны творить чудеса: спасти умирающего мальчика. Важны сцены борьбы главной героини за здоровье его кузина, ведь только она сотворила чудо: научила брата ходить.

Художественный фильм «Привет от Майка» (реж. М. Петерс, 2012 г., Нидерланды). Во время обсуждения говорили о тяжелом заболевании Майка, который за время лечения в клинике стал любимцем всего персонала, о матери, которая практически отказалась от своего ребенка из-за пристрастия к спиртному. Восхитились силой воли матери, которая сумела победить алкоголизм во имя любви к сыну. Пришли к выводу о том, что любовь и взаимоподдержка в семье способны творить чудеса.

Художественный фильм «Альпийская сказка» (по произведению И. Шпири, реж. Пол Маркус, 2005 г., Великобритания). Перед просмотром говорили о теме одиночества.  На обсуждении поднимали вопросы тяжелой судьбы сироты, которая никому не нужна, о ее борьбе за свое счастье. В главной героине настолько столько любви, что она способна растопить даже заледеневшие  сердца. Она вернула к жизни своего деда и научила подругу ходить, способствовала тому, что дед вновь вернулся к людям. Но самое главное, она доказала, как велико счастье жизни в семье.

Художественный фильм «Старшая сестра» (по пьесе А. Володина, реж. Г. Натансон, 1966 г., СССР). Перед просмотром выявили понимание детей взаимоотношений в семье: сестра—сестра.  В ходе обсуждения затрагивались важные вопросы семейной жизни: взаимоподдержка, взаимоуважение, жертвенность во имя своего ближнего. Обсудили поведение дяди, который, взяв на воспитание из детского дома своих племянниц, давал им подчас жесткие советы. Он делал это ради счастья девушек, ибо искренне его желал. Говорили о «подвиге» старшей сестры, которая ради исполнения мечты младшей (стать актрисой) отказалась от личной жизни. Задумались над вопросом, правильно ли она поступила.

Художественный фильм «Энн из зеленых крыш» (по роману Л.М. Монтгомери, реж.  К. Салливан, 1985 г., Канада-Германия-США).  В беседе перед просмотром говорили о теме сиротства, обсуждали вопросы одиночества, жизни без родителей, способах жизни в новой семье. После просмотра обсудили историю о девочке-сироте, удочерённой пожилыми братом и сестрой. Наделённая пылким воображением, Энн постоянно попадает в какие-то переделки, но природное обаяние и умение располагать к себе людей всегда помогают ей с достоинством пройти все жизненные испытания. Умение фантазировать, находить неординарные решения в различных ситуациях, пожалеть и поддержать своих близких помогают главной героине фильма обрести новую семью. Фильм учит быть добрыми, решительными и честными людьми.

Музыкальный телефильм «Приключения Буратино» (по повести А. Толстого, реж. Л. Нечаев, 1975 г., СССР). Перед просмотром обсудили вопросы о ценностях семьи, родительства и детства, о взаимоотношениях отцов и детей. После просмотра говорили о поведении главного героя Буратино, о том, к чему привело непослушание деревянного человечка, о стремлении главных героев к воссоединению, о поддержке папы Карло своего непослушного сына.

Художественный фильм «Старик Хоттабыч» (по повести Л. Лагина, реж. Г. Казанский, 1956 г., СССР). В предварительной беседе обсудили вопросы уважительного отношения к старшим, говорили, что без семьи могут остаться не только дети, но и пожилые люди, о возможности оказания помощи престарелым. После просмотра обсуждали взаимоотношения Старика Хоттабыча и Вольки Костылькова. Зрителям очень понравилось волшебство джинна. Наверное, под ним скрывается мудрость, приходящая к человеку с годами. Много говорили о доброте Хоттабыча,  который за счастье обретения семьи готов на самопожертвование. Радовались, когда джинн нашел работу и остался в семье Вольки. Очень понравилась доброе и уважительное отношение мальчиков к старшему поколению, желание помочь и быть рядом.

 Художественный фильм «Карлитос и поле его мечты» (реж. И. Дел Сьерро, 2008 г., Испания). В беседе перед просмотром коснулись вопросов сиротства, о желании детей-сирот обрести семью, о чувствах детей, которые по воле судьбы остались одни в этом мире. Также говорили о мечте, которая должна быть у каждого человека, ибо она помогает жить. После просмотра обсудили стремление Карлитоса к осуществлению своей мечты – мальчик мечтал о семье и о профессиональной игре в футбол на большом поле, – о том, какие испытания прошел главный герой на пути к осуществлению своих желаний. Зрители глубоко были возмущены поведением директора детского дома, для которого дети были безразличны, а на первое место выходили деньги. Счастливым был финал фильма, когда Карлитос сыграл в профессиональной команде и его усыновил тренер. Бурю радости вызвал эпизод фильма, где уволили с работы директора детского дома.

Художественный фильм «Точечка и Антон» (по произведению Э. Кестнера, реж. К. Линк, 1999 г., Германия). В предварительной беседе говорили об общих вопросах дружбы и взаимопомощи в семье, об удивительном качестве людей уметь чувствовать и понимать своих близких. После просмотра коснулись вопросов финансового положения главных героев, увидели то, что,  несмотря на финансовое благополучие, в семье Точечки нет взаимопонимания и любви, каждый из родителей занят своей жизнью и не замечает своей дочери, воспитанием которой занимаются няня и домработница – именно они и воспитали в Точечке добрые чувства. Семья же Антона бедна, мама болеет, и мальчик вынужден работать  в кафе, чтобы это место сохранилось за мамой. Несмотря на бедность, в семье теплые отношения, построенные на принципах взаимоподдержки и взаимопонимания. Финал фильма был воспринят детьми радостно, так как эти семьи воссоединились, родители Точечки наконец-то заметили свою дочь и помогли семье Антона.

Музыкальный фильм-сказка «Морозко» (реж. А. Роу, 1964 г., СССР). В ходе предварительной беседы говорили о понятиях «приемная семья», «отчим», «мачеха», «пасынок», «падчерица». После просмотра обсудили поведение мачехи и ее родной дочери, которые всеми силами своих злых душ ненавидели Настеньку. Настенька же, в отличие от них, стремилась делать все ради семьи и того, чтобы не расстроить своего доброго батюшку. Образ Морозко символизирует силы добра, которые придут на помощь хорошему человеку, способному совершать милосердные поступки, и накажут злых и бессердечных людей.

Результат работы по Проекту «Кинотерапия» уже виден. Воспитанники добрее относятся друг к другу, заботятся о старших, уважительно относятся к своим педагогам. Те дети, которые находятся в шкое-интернате на длительном лечении, регулярно общаются с родителями по телефону, причем инициатива общения чаще идет со стороны ребенка.

Работа по кинотерапии и воспитанию чувства семьи продолжается. С нетерпением ждем зрителей в нашем кинотеатре!

15.01.2015

Назад